Веселое имя Шостакович

«Весёлое имя Пушкин» так определил свое отношеение к великому поэту в одной из своих последних статей уже тяжело больной другой великий поэт Александр Блок. И это не потому что Пушкин был такой уж весельчак в его творчестве, его поэзия хотя и светла, но трагична по своей сути. Но она дарит людям радость без веселья, какая уж она радость.
Также я могу сказать о музыке Шостаковича, музыка его трагична, но она светла и полна юмора, который иногда достигает высот сатиры. Здесь уместно напомнить что одно из послених произведений Д.Шостаковича был вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного. Да и сам Д.Шостакович любил шутить, правда шутки его особые, за такие шутки можно было и голову потерять, поэтому во времена кровавого диктатора шутить он не осмеливался. Но во времена так называемой оттепели он шутил. После отстранения Хрущева от власти, в тот же год он написал симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» на слова Е.Евтушенко. Чем не шутка. А через несколько лет когда вся советская страна готовилась к юбилею вождя, к столетию В.И.Ленина, остаковицч «пошутил» и написал 14 симфонию- симфонию о Смерти. В ней он определил свое отношение к тому неизбежному что ждет нас всех и что показал что смерть это состовляющая жизни. И потому в 14 симфонии так много юмора, одна из частей называется: «Ответ запорожцев турецкому султану». Что из себя представляет этот ответ из себя все мы хорошо знаем..А за несколько лет до этого в своей 13 симфонии «Бабий Яр» использовал стихи тогда еше молодого поэта Е.Евтушенко. Это настоящий гимн юмору:

Бас соло:
Хотели юмор купить.
Хор:
Да только его не купишь.
Бас соло:
Хотели юмор убить.
Хор:
А он показывал кукиш...


Вобщем для меня Шостакович как и Пушкин тоже веселое имя, хотя конечно его музыка трагична, но она светла.
Потому, когда я думал как выразить свое отношение к Шостаковичу, мне на память пришли строки из последнего стихотворения А.Блока: «Пушкинскому Дому»:

«Имя Пушкинского Дома в Академии наук.
Звук понятный и знакомый, не просто для сердца звук...»


И  подчиняясь этому  ритму я написал небольшое стихотворение, в котором повторил   веселый и оптимистичный блоковский ямб.


Шостакович – это имя мне знакомо с юных лет:
Формалист и недоучка сочиняет чистый бред.
Его опера сумбурна, его музыка сложна
И советскому народу она на хрен не нужна.(1)
Но исправился он вскоре и ошибки осознал,
Всё бездушие фашистов в своем марше показал.(2)
А потом идя навстречу нашей партии родной
Имя Ленина прославил он в симфонии одной.(3)
Возмущались чистоплюи: «Шостакович – ты холуй!»
Но на умников подобных положил в душе он ….
Он однажды к себе в гости Соломона пригласил,
Обо всём ему что думал он толково разъяснил.
Соломону мир поверил, композитора признал, (4)
Современным Галилеем Шостаковича назвал.
Он сквозь годы лихолетья свою музыку пронёс,
Как свидетельство эпохи и людского моря слёз.
Он с сарказмом и насмешкой коммунизм осудил,
Посмеялся над врагами, чистоплюев обхитрил.
Вот таким он и остался в нашей памяти навек,
Гениальный и весёлый с виду мрачный человек.

октябрь 2002 года

Примечания.
1.Критическая статья в «Правде» на оперу «Леди Макбет Мценского уезда»:
«Сумбур вместо музыки»
2.Марш из 7 симфонии.
3.12 симфония посвященная Ленину
4. Соломон Волков, издал за рубежом воспоминания Д.Шостаковича.